Можно ли давать планшет детям?
На сколько? С какого возраста? А это безопасно для глаз и для психики? Эти и другие подобные вопросы беспокоят родителей детей как около годовалого возраста, так и более старших.
Притягательность игр, приложений и медиа-продукции для детей очень велика. Споры вокруг возраста, с которого можно давать планшет детям, не утихают среди педиатров и психологов. Специалисты США, Европы и России расходятся во мнениях, зачастую в качестве аргументов выступают устаревшие представления о гаджетах и их наполнении.
Главными спорными моментами являются безопасность для зрения и негативное влияние на психику ребенка в связи с формированием эффекта виртуальной реальности
Мнение о негативном влиянии мониторов современных компьютеров и планшетов на зрение базируется на представлениях 90-х годов, когда частота мерцания мониторов действительно могла плохо сказываться на зрении и общем состоянии пользователей. Кто-нибудь еще сможет вспомнить получившие широкое распространение в начале повсеместного появления персональных компьютеров так называемые «защитные фильтры для мониторов» - сетчатый экран, размещаемый на мониторе для уменьшения вредного «мигания».
Современные мониторы дают совершенно стабильное и четкое изображение и не представляют угрозы для зрения. Главным преимуществом планшетов является мощная подсветка экрана, имеющая значение для особого фактора зрения - контрастной чувствительности. Планшет имеет четкие и яркие картинки, а настройки размера букв и цвета фона можно произвести по своему усмотрению.
Постоянное использование гаджетов ребенком до того, как он начнет познавать основы устройства жизни, может повлиять на его восприятие реальности, привести к травматизму. Игровое пространство не обеспечивает реального представления о событиях. Катящийся мяч, падающий в реку, в реальности потерян для ребенка, а в виртуальности – только до перезапуска игры. То же относится и к травмам – скорость и неубиваемость персонажей при исполнении головокружительных трюков формирует ложное представление о возможностях человеческого тела. В совокупности же нейтрализовать возможное вредное воздействие можно очень просто – больше проводить времени с ребенком вне виртуального пространства, развивать ловкость, координацию, знакомить с различными сторонами жизни.
Существует огромное количество приложений и игр, которые разработаны с учетом рисков ложного формирования действительности, в которых эти риски сведены к нулю. Паззлы, раскраски, рисовалки, книжки-сказки, обучающие, познавательные и развивающие приложения, звуки природы и многое другое – все эти приложения созданы специально для детей разного возраста, с учетом возрастных особенностей восприятия.
Интерактивные приложения для планшета, где ребенок участвует в действии, принимает решения, выбирает и реализует свой выбор, выгодно отличаются от пассивного просмотра телепрограмм, особенно не предназначенных для детей.
Не столь важно, в каком возрасте ваш ребенок впервые заинтересуется планшетом. Некоторые дети впервые знакомятся с гаджетами в возрасте еще до года, проводя с ними 10-15 минут в день, другим до 6 лет не дают прикасаться к виртуальному миру и сразу, выполняя рекомендации, дают планшет аж на 2 часа в день…
Как родители, только вы можете провести ту незримую грань между пользой и вредом, между приятным интересным времяпрепровождением ребенка и зависимостью от виртуального мира. Время, проводимое детьми в виртуальном пространстве, растет с каждым годом, и только в ваших силах сделать так, чтобы реальный мир был для них интереснее и важнее виртуального! Мама или папа в качестве развивающей игрушки, посещение развивающего, спортивного или музыкального занятия в детском центре или просто прогулка на свежем воздухе в миллионы раз предпочтительней, но 15-20 минут в день свободного времени для родителей, когда ребенок поглощен планшетом с набором умных и полезных игр, все же не помешают.