Половое воспитание детей. Возрастные особенности.
Мы с Вами рассмотрели основные принципы полового воспитание. А теперь рассмотрим этапы развития сексуальности или психосексуального развития.
В данном контексте под развитием сексуальности мы будем подразумевать спокойное отношение к своему телу, раскованность ребенка при тактильном контакте с другими детьми, формирование моделей полового поведения.
Этапы:
Новорожденный активно реагирует на осязательный контакт - например, когда кто-то из родителей его поглаживает, прижимает к себе и, особенно, когда мама кормит грудью. Улыбки, комплекс оживления и другие признаки чувственного удовольствия со стороны недавно появившего на свет малыша не кажутся взрослым чем-то «эротическим», но это и есть проявления младенческой сексуальности. Чем старше становится ребенок, тем лучше развивается его моторная координация, т.е. ручки становятся более послушными. И кроха, которому всего несколько месяцев, начинает трогать и исследовать свое тело, в том числе и половые органы. Заметив последнее, родители нередко начинают волноваться, полагая, что это служит ранним проявлением необузданной сексуальности или каких-то патологий. На самом деле, подобное поведение совершенно нормально. Малыш изучает свое тело: его строение, возможности, ощущения.
В возрасте 1-2 лет дети уже достаточно хорошо управляют своими ручками и другими частями тела и могут начать мастурбировать в той или иной форме (в том числе и без помощи рук), целенаправленно доставляя себе удовольствие, а также использовать мастурбацию как способ успокоения, например, перед сном. Это тоже вариант нормы, но и отсутствие мастурбации в детстве отклонением от нормы не считается.
В 2 года малыш знает названия частей своего тела, у него сформирована так называемая «схема тела».
В 2,5- 3 года ребенок способен отличить девочку от мальчика и начинает осознавать свою половую принадлежность и ее неизменность.
К 4 годам у ребенка формируется достаточно полное осознание своей половой принадлежности; нередко вместе с этим увеличивается и интерес к гениталиям – как своим, так и посторонним. Важно, чтобы в этот период ему не внушили отношение к телу вообще, и половым органам в частности, как к чему-то постыдному.
В возрасте от 4 до 5 лет дети начинают ясно осознавать свою наготу и стесняются раздеваться. С этого возраста взрослым пора относиться к отправлению естественных надобностей ребенка как к его интимному делу. Малыш начинает понимать многие общественные сексуальные табу. Становятся уместны и полезны многочисленные беседы, чтобы он лучше усвоил социальные нормы. В качестве примера можно привети книгу Виржинии Дюмон: «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет», которая во всем мире считается одним из лучших образцов такого рода литературы, адресованной детям.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно подражать кому-то из взрослых, чаще - одному из родителей. От того, какой опыт извлечет он из примеров, поданных окружающими в этот период, зависят его способности к эмоциональной близости с другими людьми.
В возрасте 7 до 10 лет формируется половая роль, модель полового поведения. Хотя дети в этом возрасте очень часто дружат «мальчики против девочек», но появляются первые серьезные привязанности, первые попытки флирта и ухаживаний, первые переживания и разбитые сердца.
В подростковом возрасте мы видим итог полового воспитания ребенка. Конечно, кризис сказывается и на этой стороне жизни подростка. Но это происходит в гораздо меньшей степени, если ребенок удачно прошел все этапы развития, у него сформированы доверительные отношения с родителями, он принимает и понимаем изменения своего тела.
Психолог, нейропсихолог Ирина Терентьева