9 принципов дворянского воспитания
9 принципов дворянского воспитания, которые актуальны и в ХХI веке.
Почему в наше скоростное время, снисходительное к манерам, стилям в одежде и этикету,
образ русских дворян становится необычайно привлекателен: честность, благородство, тонкость чувств и, одновременно, мужественность. Наверняка и среди них встречались люди с недостатками и слабостями, но все же подавляющее большинство действительно были почти мифическими созданиями, для которых честь и манеры были неотъемлемой составляющей личности.
Стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик истинных дворян – результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как это часто бывает с идеалами, четких предписаний, как его достичь, не существует. И все-таки попытаемся охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Их применение в разумных границах поможет вырастить из ребенка 21 века современного Андрея Болконского или Наташу Ростову – многогранную, чувствительную и, в то же время, с твёрдым решительным характером и умением держать себя в любом обществе личность.
Конечно, в современном мире многие церемонии и ритуалы прошлых столетий выглядят нелепо, но тот неуловимый лоск, достоинство и умение держать себя, каким в полной мере обладали представители дворянства, с каждым годом становятся все более и более ценными и востребованными, выгодно отличаясь от простоты нравов и вульгарности стиля, ставшими нормой в наше время.
Каковы же они, принципы и постулаты дворянского воспитания?
Чувство собственного достоинства.
Постулат, что «кому многое дано, с того много и спросится», с младенчества внушался дворянским отпрыскам. Если ребенок дворянин по рождению - изволь соответствовать: будь храбрым, честным, образованным, и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть таким. Из этого вытекает и концепт «дворянской чести». Согласно тогдашним представлениям «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым перед другими. Нарушить данное слово чести значило раз и навсегда погубить свою репутацию, а, следовательно, потерять уважение окружения и стать изгоем. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться – и выполнял обещание.
Храбрость
Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.
Княжна Екатерина Мещерская**) вспоминала, что будучи девочкой боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?» Потом он добавил: «А ты, если хочешь, чтобы я тебя любил и считал своей сестрой, будь смелой. Запомни: постыднее трусости порока нет». Пожалуй, до такого доходить не стоит, но отдать должное культу храбрости при воспитании детей все же необходимо.
Умение преодолевать трудности, сражаться с собственными страхами, как явными, так и скрытыми, преодолевать преграды путем воспитания в себе силы духа как нельзя более актуально и в наши дни.
Физическая сила и ловкость
Быть храбрым и при этом оставаться тщедушным невозможно, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. В Царскосельском лицее, где учился А.С.Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими.
Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.
В наше время популярность фитнеса для формирования и поддержания хорошей физической формы неуклонно растет; дети с раннего возраста становятся на горные лыжи, занимаются акробатикой, футболом, хоккеем и другими видами спорта, требующими от них постоянного повышения уровня владения телом. Любые занятия под руководством профессионального тренера систематизированно и последовательно формируют физические кондиции здорового организма. Обычные активные прогулки с подвижными играми, катанием на велосипеде, бегом, игрой в мяч необычайно полезны, помогая стать сильнее, ловчее и выносливее.
Самообладание
Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», человек с дворянским воспитаниям и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.
Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.
Забота о внешнем виде.
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы, конечно, знаете. Недаром А.С. Пушкин использовал это утверждение в своем романе в стихах «Евгений Онегин», подчеркивая важность внешнего вида человека. Дворянские дети обязаны были выглядеть хорошо, но не для демонстрации достатка, а из уважения к окружающим! «Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф Честерфилд. *)
Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота» (Л.Н, Толстой).
К сожалению, в наше время вычурность нарядов или же их нарочитая небрежность и эпатажность встречаются на каждом шагу. Умение оценивать уместность своего внешнего вида сообразно обстановке, не вызывая у окружающих недоумения или возмущения – необычайно полезный навык, овладеть которым следовало бы любому современному человеку.
Умение нравиться людям.
В отличие от современной, весьма спорной, тенденции «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались нравиться всем отнюдь не из подхалимства, а следуя этикету. Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть резон, в конце концов, быть приятным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.
Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе» до более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму».
«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».
Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет, и нервы бережет?
Скромность.
Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен был скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне. Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, – во внутреннем кармане. Если тебя спросят «который час?» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).
Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».
Уместная, вежливая речь.
Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским языком они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила. Первое – настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.
Второе – речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.
«СОММЕ IL FAUT» (« как надо; как следует; как надлежит», франц.)
Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.
Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавались «из рук в руки» и во многом заключались в благородной простоте и непринужденности поведения. Обучить неуловимому comme il faut практически невозможно, но его можно «впитать», читая классическую и специальную литературу, изучая поведение на примерах и следуя им с поправкой на современную действительность.
Примеры и правила аристократического воспитания можно почерпнуть из книги Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина», которая и легла в основу этой статьи.
*) Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд (1694-1773) — английский государственный деятель, дипломат и писатель, автор знаменитого труда «Письма к сыну»
**) Княжна Екатерина Александровна Мещерская (1901—1994) — писательница-мемуаристка из древного дворянского рода Мещерских, автор книги «Жизнь некрасивой женщины»