ЛФК для детей
Лечебная физкультура у детей имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим развитием организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности.
Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. Нормальное физическое развитие не является чем-то стихийным, совершающимся вне влияния внешних воздействий.
Очень часто в повседневной домашней обстановке множество проводимых мероприятий, чрезвычайно ценных для развития, не учитывается окружающими, и в силу этого нередко делается ошибочный вывод, что ребенок хорошо развивается сам, без постороннего вмешательства. В то время как физическое воспитание - это система мероприятий, направленных на полноценное всестороннее развитие ребенка, заключается не только в том, чтобы приходить ребенку на помощь, когда он начинает уклоняться от нормы, но и планомерно стимулировать все то, что должно появиться у него в ходе нормального физического развития. Сейчас же все больше и больше детей нуждаются в профессиональном массаже и ЛФК.
Формы ЛФК те же, что и у взрослых, но отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Элементы ЛФК широко применяют при проведении занятий по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, в специальных группах общеобразовательных школ, поликлиник, в пионерских лагерях.
Характерными особенностями методики ЛФК у детей являются сочетание средств так называемого общеоздоровительного воздействия со специальными; проведение занятий с учетом возрастных показателей развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями. Разработаны различные методики ЛФК для детей определенных возрастных групп при тех или иных заболеваниях.
Методика ЛФК должна соответствовать возрастным физиологическим характеристикам. Детям раннего возраста показаны рефлекторные физические упражнения, в основе которых лежит тренировка определенных мышечных групп с помощью безусловных двигательных рефлексов (Бабинского и др.). После исчезновения физиологического гипертонуса сгибательной мускулатуры (примерно в возрасте 11/2—2 мес.) включают пассивные упражнения. По мере увеличения произвольных движений особое внимание уделяют формированию активных двигательных навыков. Физические упражнения вырабатывают у ребенка первого года жизни ритмичность и пластичность двигательных навыков, своевременно развивают статистические и динамические функции (ползание, сидение, стояние, ходьба).
Сочетанное применение всех типов упражнений и массажа, выполняемых в оптимальных исходных положениях, обеспечивает правильное физическое развитие и коррекцию возникающих нарушений осанки.
ЛФК показана при большинстве заболеваний детского возраста как одной из эффективных средств общестимулирующей и патогенетической терапии. Ее широко используют в комплексной терапии заболеваний раннего детского возраста (рахит, гипотрофия и др.) для улучшения и нормализации нарушенных обменных процессов, предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата, отставания в психомоторном развитии и др. Так, в начальных стадиях рахита широко используют приемы массажа, пассивные и некоторые активные гимнастические упражнения, преимущественно в исходных положениях лежа. При выздоровлении постепенно большее место отводят активным упражнениям для развития имеющихся у ребенка двигательных навыков и предупреждения осложнений.
Противопоказания, как правило, ограничиваются тяжелым состоянием больного ребенка, высокой температурой, токсикозом, новообразованиями. В каждом отдельном случае вопрос о показаниях и противопоказаниях для назначения ЛФК решает лечащий врач.
Морева Татьяна, специалист по детскому массажу и ЛФК
(http://massagik.ru/) по материалам:
Библиография:
- 1.Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений, М., 1974, библиогр.;
- 2.Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата, 1969;
- 3.Лечебная физическая культура, под ред. В.А. Епифанова, М., 1987, библиогр.;
- 4.Лечебная физическая культура в хирургии, под ред. В.К. Добровольского, Л., 1976;
- 5.Машков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней, М., 1977;
- 6.Машков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней, М., 1982;
- 7.Справочник по детской лечебной физкультуре, под ред. М.И. Фонарева, Л., 1983, Составитель И.Ю. Аникина "Детский массаж"
- 8.Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг.
- 9.Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994
- 10.Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.