Company Logo

+7(903) 105-00-29 

+7(499409-15-00


Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего она нужна?

 

Что же такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Итак, целью артикуляционной гимнастики является выработка  правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

 

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

 

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию  речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

 Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

 

          Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

 

   1.   Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

   2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в    одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

   5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать и новые игровые приёмы.

  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


 

          Организация проведения артикуляционной гимнастики.

 

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 5. Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу,можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.

 

     Итак, предлагаю Вам примеры  артикуляционных упражнений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 

          Примеры артикуляционных упражнений 

  1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  6. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  7. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  8. Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  9. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  10. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  11. Горка (Киска сердится).  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  12. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  13. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  14. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  15. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  16. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
  17. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  18. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  19. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  20. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  21. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
  22. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
  23. Обезьяна. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  24. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. 

 

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата

25.  Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.


Логопед-дефектолог Дашкова (Шелуханова) Наталья Алексеевна 

В статье  использовались следующие материалы:  

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.
  2. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.
  3. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.
  4. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.
  5. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки  логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.
  6. Интернет–сайт Солнышко (http://www.solnet.ee) статья «Артикуляционная гимнастика», Оксана Макерова.
  7. Интернет-сайт Логопед. Ру, статья  «Артикуляционная гимнастика» Воронина Л.П.


vk1

 

 facebook1